Фрагмент для ознакомления
2
Развитие правильной речи у детей делает возможным общение и готовит их к школе. Грамотно говорящий ребенок легко общается с другими, ясно выражает свои желания и мысли, задает вопросы и рассказывает об игре. И наоборот, невербальное общение затрудняет общение ребенка с людьми. В этом смысле проблема произношения у детей с речевой патологией является наиболее важной, сложной и всегда актуальной. Действительно, дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для выявления и развития потенциальных тенденций у детей-натуралистов.
Нарушения в произношении негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. Возникающие недостатки приводят ребенка к застенчивости, заниженной самооценке, замкнутости, агрессивному поведению.
Раскрытию механизмов и этапов развития звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста посвящено множество работ, основными из них являются работы авторов А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Заслугой данных авторов является не только характеристика онтогенетических механизмов формирования звукопроизношения, но и причинно-следственные связей, положенных в основу недоразвитию звукопроизношения и постановке точного логопедического диагноза.
Многие ученые, включая М.М. Алексееву, Л.Н. Ефименкову, Т.В. Туманову, Т.Б. Филичеву, М.Ф. Фомичеву, Г.В. Чиркину и других, изучали проблему формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Они отмечают, что именно в этот период наиболее благоприятно формировать и развивать звукопроизношение у детей с нарушениями.
Актуальность темы исследования связана с негативным влиянием недостатков звукопроизношения на развития ребенка. Необходимо устранить дефект в дошкольном периоде, иначе есть большой риск того, что дефект перейдёт в письменную речь ребёнка, нарушения могут препятствовать развитию коммуникации, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Объект исследования – произносительная сторона речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - недостатки произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста, выражающиеся в смягчении звуков.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое исследование состояния и недостатков звукопроизношения у ребёнка дошкольного возраста, выраженных в смягчении звуков.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по теме курсовой работы.
2.Подобрать диагностические методики и с их помощью провести исследование состояние звукопроизношения у участника исследования.
3.Проанализировать результаты обследования.
4.Разработать методические рекомендации по коррекции смягчения звуков у ребенка дошкольного возраста
Методы исследования: анализ литературы, анализ психолого-педагогической документации и диагностические методики.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» г. Иваново.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 20 источников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ СМЯГЧЕНИЯ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Произносительная сторона речи: сущность, характеристика и становление в онтогенезе
Понятие произносительной стороны речи включает комплекс речедвигательных навыков и аспектов фонетического оформления речи [5]. Основными её компонентами являются:
1. Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим, генераторным и резонаторным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
2. Фонационное дыхание – дыхание во время речи, энергетическая база речи, от его характеристик зависит длительность, сила, плавность и другие характеристики речи.
3. Голосовые функции – это функции всего организма, то есть рабочий инструмент самого человека. К этому относится: голосообразование, речевое дыхание, фразовая интонация со всеми ее средствами и словесное ударение, соблюдение норм орфоэпии, воспроизведение звуков и их сочетаний. Наиболее часто функция голоса страдает от патологических состояний нервной системы, и, в частности психики [10].
4. Просодика – система фонетических средств, реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов и играющих смыслоразличительную роль.
Т.Б. Филичева и А.Р. Соболева в понятие произносительной стороны речи объединяют компоненты речевой деятельности: произношение звуков, составляющих слова; интонация; слоговая структура слов; ритмико-мелодические компоненты речи и фонемообразование [19].
А.Н. Гвоздев писал, что правильная произносительная сторона речи – это комплекс орфоэпических норм, присущих определённым разновидностям языка [3].
Р.Е. Левина акт произношения в норме рассматривает как завершение акустического процесса, направленного на акцентирование определённого звука и его отличительного различия из числа иных звучаний [11].
Звукопроизношение представляет собой процесс производства звуков речи, который осуществляется совместной работой трех частей внешнего речевого аппарата (дыхательной, звуковой и артикуляционной) при управлении центральной нервной системы (центральный речевой аппарат).
Для понимания патологий в речи необходимо иметь ясное представление о последовательности развития нормальной речи у детей, знать закономерности этого процесса и условия, которые влияют на успешное его протекание [5]. Известно, что умение говорить у ребенка не является врожденным, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием в процессе онтогенеза, и служит индикатором его общего развития.
Онтогенез - определяется как индивидуальное развитие организма от момента зачатия до конца жизни. В литературе уделяется значительное внимание вопросам формирования речи в процессе онтогенеза при нормальном развитии [15].
Авторы, такие как А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков и другие, подробно описывают становление речи у детей с самого раннего детства. Они рассматривают и определяют этапы развития речи с различных точек зрения.
Например, некоторые ученые, такие как М.И. Лисина и Г.Л. Розенгард-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
2. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. –М. : Прометей, 2012. -104 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – СПб., Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
4. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В.Дуплинская // Дошкольное воспитание, 2008. - №5. - С. 85-91.
5. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. - 320 c.
6. Корсунская, Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников / Б. Д. Корсунская.– М.: АПН РСФСР, 1960. – 168 c.
7. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.
8. Коноваленко С.В., М.И. Кременецкая. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экс пресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: “Гном-Пресс”, 2000. — 16 с
10. Крупенчук О.И., Воробьёва, Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб,: Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с.
11. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии /Р. Е. Левина. – М., Альянс, 2013. – 368 с.
12. Логопедия: учебник для студ. дефект. факультетов./ под ред. Л.С. Волковой.— М.: ВЛАДОС, 2010. — 703 с.
13. Смирнова И.А. Актуальные проблемы исследования дизартрии у дошкольников: Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. / И.А. Смирнова. - СПб., 2001.
14. Сурдопедагогика: учебное пособие/ под ред. М. И. Никитиной. – М., 1989. – 384 с.
15. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подгот. этап : пособие для логопеда [Электронный ресурс]/ Т.А. Ткаченко. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 112 с.
16. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста - М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 23 с.
17. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. – М., 2015. – 320с.
18. Филичева, Т.Б. Нарушения речи детей / Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В Чиркина. - М.: 2009.- 332 с.
19. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника /Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во АРГО, 1996. – 80 с.
20. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2006. - 120 с.